Эвритмия повседневности
Название проекта Анастасии Пищугиной «Эвритмия повседневности» — краткий синопсис, емко и точно описывающий содержание проекта. Эвритмическая концепция в искусстве подразумевает динамическую организацию композиции, современное прочтение включает в себя еще и отклонение от канонически гармоничных форм. В своем проекте Анастасия Пищугина концентрирует внимание на ритме, как на базовом параметре, сопровождающем и определяющем жизнь человека. Все в мире имеет ритм, все взаимосвязано и влияет друг на друга, начиная с работы организма (сокращения сердечной мышцы и сосудов), смены времени суток и сезонов времен года до построения композиции в произведениях изобразительного искусства, архитектуре и планах городов. «Эвритмия повседневности» — художественное исследование архитектоники современной городской среды через выявление ритмических структур в предметном мире и в обыденных передвижениях людей в пространстве мегаполиса.
В течение года художница проводила наблюдения и вела фотофиксацию городских объектов и явлений, собрала архив изображений, из которых впоследствии был сделан отбор самых выразительных примеров структурирования пространства. Но Анастасия Пищугина не удваивает реальность и представляет в проекте не фотографии, а следующие документальной точности графические и инсталляционные интерпретации, видео-арт на основе видео с камер уличного наблюдения. Художественная остраненность, очищающая изображения от лишних подробностей, превращает их в урбанистический орнамент и знак, обнаруживает среду во многом неблагоприятно действующую на психику и, как последствие, на социальное поведение человека.
Необычный артефакт — четырехэтажный дом, на всех окнах которого с 1990-х годов сохранились металлические решетки, причем с неповторяющимся рисунком — инсталлируется на стене в виде рядов рисунков-схем в скрупулёзной последовательности размещения решеток в реальности. Разнонаправленные, рассекающие пространство галереи, веревки вторят многочисленным уличным стихийным «инсталляциям» из проводов и кабелей. Не проигнорировала художница и (нашу) симптоматичную любовь к заборам, рисунок которых символично расположился на ленте для снятия кардиограммы. Лежащая на полу графика, образованная рисунком шин автомобиля. Ряды однообразных домов, хаотично повисших в пространстве. Все узнаваемо, но требует осознания — это наш выбор? мы в таком пространстве хотим жить?
Светлана Шляпникова
В течение года художница проводила наблюдения и вела фотофиксацию городских объектов и явлений, собрала архив изображений, из которых впоследствии был сделан отбор самых выразительных примеров структурирования пространства. Но Анастасия Пищугина не удваивает реальность и представляет в проекте не фотографии, а следующие документальной точности графические и инсталляционные интерпретации, видео-арт на основе видео с камер уличного наблюдения. Художественная остраненность, очищающая изображения от лишних подробностей, превращает их в урбанистический орнамент и знак, обнаруживает среду во многом неблагоприятно действующую на психику и, как последствие, на социальное поведение человека.
Необычный артефакт — четырехэтажный дом, на всех окнах которого с 1990-х годов сохранились металлические решетки, причем с неповторяющимся рисунком — инсталлируется на стене в виде рядов рисунков-схем в скрупулёзной последовательности размещения решеток в реальности. Разнонаправленные, рассекающие пространство галереи, веревки вторят многочисленным уличным стихийным «инсталляциям» из проводов и кабелей. Не проигнорировала художница и (нашу) симптоматичную любовь к заборам, рисунок которых символично расположился на ленте для снятия кардиограммы. Лежащая на полу графика, образованная рисунком шин автомобиля. Ряды однообразных домов, хаотично повисших в пространстве. Все узнаваемо, но требует осознания — это наш выбор? мы в таком пространстве хотим жить?
Светлана Шляпникова